СЕМИНАРЫ ЗИМНЕЙ СЕССИИ ГЦП(8 часов)

Семинар № 1. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (2 часа)

ПЛАН СЕМИНАРА

1. Понятие системы и структурные элементы права. Правовой институт, подинституты. Отрасли и подотрасли права. Правовые общности отраслей.

2. Предмет и метод правового регулирования как главные критерии деления права на отрасли.

3. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Внутригосударственное (национальное) и международное право.

4. Система права и система законодательства: внутрисистемные, функциональные связи и различия.

Задание для подготовки к занятию:

Составить тестовые задания по изученному в рамках темы материалу.

Форма контроля: тестирование.

Литература

Байтин М.И., Петров Д.Е. Метод правового регулирования в системе права: понятие и структура // Журнал российского права, 2006, № 2.

Баранов В.М., Поленина С.В. Система права и система законодательства в правовой системе России: учебное пособие. Нижний Новгород, 2002.

Киримова Е.А. Правовой институт: понятие и виды. Саратов, 2000.

Маврин С.П. О роли метода правового регулирования в структурировании и развитии позитивного права // Правоведение, 2003, № 1.

Муромцев Г.И. Соотношение международного и внутригосударственного права в свете Конституции Российской Федерации. В кн.: Право и политика современной России. М., 1996.

Петров Д.Е. Отрасль права / Под ред. М.И. Байтина. Саратов, 2004.

Радько Т.Н. Систематизация законов в России // Государство и право. 2008. № 5.

Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень). СПб., 2003.

Скурко Е.В. Правовые принципы в правовой системе, системе права и в системе законодательства // Правоведение, 2006, № 3.

Якушев В.С. О понятии правового института // Правоведение, 1970, № 6.

1. Система права — это целостность, образованная взаимодействием правовых норм, правовых институтов и отраслей права. Признаками системы права являются единство, структурированность и иерархичность. Единство системы права обуславливается, в конечном счете, целями государственной власти. Структурированность системы права означает ее деление на части (элементы), которыми являются правовые нормы, правовые институты (подинституты), отрасли (подотрасли) права, общности отраслей. Ответ на первый вопрос предполагает подробное освещение всех элементов системы права. Следует уяснить, что отрасль права — это совокупность правовых норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующих специфическим методом однородную сферу общественных отношений. В крупных и сложных по составу отраслях права имеются подотрасли права — целостные образования, регулирующие специфическую группу однородных общественных отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права, например, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют: авторское, наследственное, международное частное право. В отличие от правового института, подотрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права. Правовой институт — это обособленная группа юридических норм, регулирующих вид общественных отношений, автономно существующих в рамках одной или нескольких отраслей права. Поэтому выделяют отраслевые и межотраслевые правовые институты. Критериями обособления правовых норм в правовой институт выступают: 1) юридическое единство правовых норм (общие положения, правовые принципы, правовые понятия; 2) полнота регулирования определенной совокупности общественных отношений (каждый правовой институт выполняет только ему присущие функции; 3) обособление норм, образующих правовой институт в главах, разделах, частях и др. структурных единицах нормативных правовых актов.



2. Отрасли права различаются по предмету и методу правового регулирования. Предмет правового регулирования — сфера однородных общественных отношений, регулируемая отраслью права. Он является материальным (объективным) критерием разграничения отраслей права. Метод правового регулирования — совокупность способов правового воздействия на определенную сферу общественных отношений. Он является формальным (субъективным) критерием разграничения отраслей права. Выделяют два основных метода правового регулирования: императивный — метод обязывания и запретов, метод властвования и юридического неравенства; диспозитивный — метод равенства и автономии воли.

3. Деление права на частное и публичное сложилось в юридической науке и практике давно — его проводили еще римские юристы. Частное право связано в первую очередь с возникновением и развитием института частной собственности и теми отношениями, которые зарождаются на ее основе. Оно обеспечивает интересы отдельных лиц. Его сущность выражается в таких принципах, как независимость, имущественная самостоятельность и автономия лица, формальное равенство, свобода договора. Отрасли частного права основываются на диспозитивности, связаны с действием общедозволительного типа регулирования.

Публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие общественные и государственные интересы. Сфера действия публичного права — деятельность граждан, их организаций, властных структур по поводу достижения ими тех интересов, которые имеют публично-правовой характер. В публично-правовых отношениях одной из сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо). При этом стороны всегда юридически неравноправные. Для норм, институтов и отраслей публичного права наиболее специфичен императивный метод с присущими ему запретами и позитивным обязыванием, здесь господствует разрешительный тип правового регулирования.

Материальное право непосредственно регулирует предметные, материальные отношения, а процессуальное право — порядок реализации норм материального права.

Международное право занимает особое место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях. Эти акты определяют взаимные права и обязанности государств — участников мирового сообщества, принципы их взаимоотношений, поведение на международной арене. В международном праве сохраняется деление на частное и публичное. Российская Федерация признала приоритет международного права перед внутригосударственным. В Конституции РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

4. Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов. Между нею и системой права существуют определенные различия, выражающиеся в степени объективности формирования и развития, структуре, объеме и т.п. Сходства и различия системы права и законодательства необходимо подробно раскрыть.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что представляет собой система права? Охарактеризуете основные элементы системы права.

2. Назовите особенности предмета и метода правового регулирования.

3. В чем состоят особенности частного и публичного, материального и процессуального, а также международного права?

4. Как соотносятся система права и система законодательства?

Семинар № 2. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ (2 часа)

ПЛАН СЕМИНАРА

1. Понятие правоотношений и их характеристика как формы реализации права. Предпосылки возникновения правоотношений.

2. Субъекты (участники) правоотношений. Правосубъектность. Правоспособность. Дееспособность. Деликтоспособность. Правовой статус.

3. Содержание правоотношения: субъективные юридические права и юридические обязанности.

4. Объекты правоотношений. Характеристика объекта-действия и объекта-блага (интереса).

5. Понятие юридических фактов и их классификация. Фактические (юридические) составы.

Задание для подготовки к занятию:

Провести сравнительный анализ субъектов (участников) правоотношений, указать отличия между ними по правосубъектности, правоспособности, дееспособности, деликтоспособности. Сотавить таблицу классификации юридических фактов. Привести примеры по каждому виду.

Литература

Абрамов А.И. Правоотношение: функциональные аспекты // Правоведение, 2008, № 2.

Исаков В.Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984. Протасов В.Н. Правоотношение как система. М., 1993.

Халфина Р.О. Общее учение о правоотношениях. М., 1974.

Варламова Н.В. Правоотношения: философский и юридический подходы// Правоведение. 1991. №4.

Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961.

Зинченко С.А. Юридические факты в механизме правового регулирования. М., 2007.

1. При подготовке первого вопроса важно знать, что правоотношения — это установленные нормами права, возникающие на основе юридических фактов правовые связи между субъектами права. Следует подчеркнуть волевое содержание правоотношений и отметить проявление в них воли их участников.

Особого внимания заслуживают вопросы о соотношении правоотношения и правовой нормы, об особенностях взаимосвязи участников правоотношений в виде взаимных прав и обязанностей, обеспечении их государством.

Специально следует остановиться на выявлении основных черт правоотношений, показать их многообразие и дать соответствующую классификацию. Возникновение конкретного правоотношения невозможно без: 1) наличия определенной правовой нормы, 2) правоспособных субъектов и 3) предусмотренных данной нормой юридических фактов. Эти три указанных явления и составляют предпосылки всякого правоотношения.

2. Изучение второго вопроса целесообразно начать с рассмотрения понятия субъектов правоотношения. Важно разобраться в особенностях таких субъектов, как органы государства, и дать их отличие от юридических лиц. Следует учесть, что граждане являются субъектами всех отраслей права. Государство выступает субъектом как внутригосударственных, так и международных право-отношений.

Необходимо рассмотреть юридические признаки субъектов правоотношений, выражающиеся в правосубъектности, включающей правоспособность и дееспособность. При определении категории правоспособности нужно исходить из того, что закон различает общую и специальную (или отраслевую) правоспособность. Следует также проанализировать взаимосвязь субъективного права, правоспособности и правового статуса.

3. При подготовке третьего вопроса следует исходить из того, что субъективное право и юридическая обязанность составляют юридическое содержание правоотношения. Необходимо разобраться в понятиях и видах субъективного права и юридической обязанности и показать их взаимосвязь.

4. По четвертому вопросу нужно уяснить наличие множества объектов правоотношений. Это могут быть социальные блага (имущество, личные неимущественные блага и др.), а также поведение участников правоотношений.

5. Пятый вопрос надо начинать с уяснения понятия «юридический факт». Юридические факты выступают основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Они предусмотрены нормами права и чрезвычайно многообразны. Основное внимание должно быть сосредоточено на классификации юридических фактов. Важно также уяснить, что в большинстве случаев для возникновения (изменения, прекращения) правоотношений недостаточно одного юридического факта, а требуется несколько фактов, образующих фактический состав.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимается под правоотношениями и каковы их виды?

2. Охарактеризуйте виды и свойства субъектов правоотношений.

3. Что составляет содержание правоотношения?

4. Охарактеризуйте объекты правоотношений.

5. Что такое юридический факт? Каковы основные виды юридических фактов?

Семинар № 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА. ПРОБЕЛЫ И КОЛЛИЗИИ

В ПРАВЕ (2 часа)

ПЛАН СЕМИНАРА

1. Понятие реализации права. Формы непосредственной реализации права. Методы реализации права.

2. Правоприменение как особая форма правореализации. Понятие применения права. Субъекты и стадии применения права.

3. Правоприменительные акты, их отличие от нормативных правовых актов. Классификация правоприменительных актов.

4. Понятие пробела. Мнимые и реальные пробелы. Причины возникновения, устранение и преодоление пробелов.

5. Понятие юридических коллизий. Объективные и субъективные причины их возникновения. Порядок их разрешения.

Задание для подготовки к занятию:

Провести сравнительный анализ форм реализации права. Какие нормы права реализуются в каждой форме ? Сотавить таблицу стадий применения права.

Форма контроля: опрос и обсуждение.

Литература

Гойман В.И. Действие права. М., 1992.

Завадская Л.И. Механизм реализации права. М., 1992.

Лазарев В.В. Применение советского права. Казань, 1972.

Лазарев В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. М., 1974.

Решетов Ю.С. Реализация норм права. Казань, 1989.

Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2000.

Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов, 1989.

Соловьев В.Ю. Понятие судебной практики //Журнал российского права, 2003, № 1.

Тихомиров Ю.А. Коллизионное право: учебное и научно-практическое пособие. М., 2000.

Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия. М., 1994.

Падалко Т.А. Способы преодоления пробелов в праве. СПб., 2000.

Попова А.И. Пробелы в праве: основные проблемы судебной практики. СПб., 2002.

Звеков В.П. Коллизии в международном частном праве. М., 2007.

1. При подготовке первого вопроса следует уяснить, что реализация норм права есть воплощение их предписаний в поведении людей. Общественные отношения в процессе реализации права упорядочиваются, приводятся в соответствие с потребностями развития общества, государства и личности. Следует усвоить такие формы реализации норм права, как осуществление (использование) прав, исполнение обязанностей, соблюдение запретов, применение норм права. Основными методами реализации права являются убеждение и принуждение.

2. При ответе на второй вопрос нужно исходить из того, что применение норм права необходимо тогда, когда такие формы реали ации права, как использование, исполнение и соблюдение не- достаточны для полной реализации правовых норм и требуется вмешательство в этот процесс специальных компетентных органов. Необходимо охарактеризовать признаки применения норм права, а также уяснить, кто эту деятельность может осуществлять.

Важно помнить, что правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда последовательных действий — стадий: установление фактических обстоятельств дела; выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам; вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц. К каждой из стадий правоприменительного процесса предъявляются требования, выработанные юридической теорией и практикой: обоснованность (объективность), целесообразность, законность.

3. Применение норм права оформляется актом-документом (актом применения права). Акт применения права — это официальный акт-документ, закрепляющий решение компетентного органа по юридическому делу, содержащий государственно-властное, индивидуально-определенное правовое предписание. К его признакам относят: 1) конкретность (принимается по конкретному делу); 2) государственно-властный характер (содержит государственно-властное веление); 3) формальность (имеет определенную, установленную законом форму); 4) индивидуальность (направлен на индивидуальное регулирование общественных отношений).

Акты применения права делятся на виды по субъектам (акты органов исполнительной власти, главы государства, юрисдикционных органов и т.п.); по форме (указы, распоряжения, приговоры, приказы, постановления и др.); по способу выражения (акты-документы, акты-действия); по способу принятия (коллегиальные и единоличные); по времени действия (акты однократного действия, например, штраф, или длящиеся акты, например, регистрация брака); по юридическому значению (основные и вспомогательные).

4. Пробел в праве — это отсутствие правового регулирования или подходящих норм права в случаях, когда правовое регулирование объективно необходимо. От пробелов в праве следует отличать квалифицированное молчание законодателя (мнимые пробелы).

Пробелы в праве являются результатом динамизма жизни, неточности ее познания и ошибок субъектов правотворчества. Основной путь разрешения этой проблемы — квалифицированное правотворчество. Еще один путь — применение аналогий закона и права. Использование аналогии закона состоит в применении к конкретным случаям сходных, похожих норм, регулирующих сходные отношения, ситуации. В России в настоящее время аналогия закона не допускается в сфере действия уголовного права. Использование аналогии права заключается в принятии юридически значимого решения, исходя из общих начал и смысла («духа») действующего законодательства. В целом же принятие решений по аналогии — вынужденная мера и сигнал о необходимости срочного совершенствования системы нормативных правовых актов.

5. Под юридическими коллизиями следует понимать расхождение или противоречие между отдельными нормами, актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления государственными органами и должностными лицами своих полномочий. Коллизии, таким образом, могут быть между нормами права; между нормативными правовыми актами; между компетенциями или полномочиями; между правоприменительными и интерпретационными актами; между национальным и международным правом. Следует знать объективные и субъективные причины возникновения коллизий.

Способами устранения коллизий являются: принятие нового акта или отмена одного из противоречащих актов; разработка и применение коллизионных норм и принципов; судебное разрешение спора; обжалование или опротестование актов; согласительные процедуры. Необходимо раскрыть содержание данных способов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте формы и методы реализации норм права.

2. Чем вызвана необходимость правоприменения? Каковы его особенности, субъекты, стадии?

3. Назовите признаки и виды правоприменительных актов.

4. Дайте определение пробела в праве. Раскройте особенности мнимых и реальных пробелов, причины возникновения и способы восполнения пробелов.

5. Что такое коллизии в праве? Каковы их причины, виды, порядок разрешения?

Семинар № 4. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА (2 часа)

ПЛАН СЕМИНАРА

1.Понятие толкования права. Необходимость толкования и его значение для юридической практики.

2. Способы (приемы) толкования.

3. Виды толкования: официальное и неофициальное толкование, их разновидности, субъекты толкования.

4. Акты толкования: понятие, виды, юридическая сила, соотношение с нормативными правовыми актами.

Задание для подготовки к занятию:

Провести сравнительный анализ видов толкования права. Применить способы (приемы) толкования к конкретной норме права. Обосновать необходимость данного способа толкования. Сотавить таблицу толкования норм права по обьему. Привести примеры. .

Форма контроля: опрос и обсуждение.

Литература

Вопленко Н.И. Официальное толкование норм права. М., 1996. Тарасова В.В. Акты судебного толкования правовых норм. Саратов, 2002.

Сацуро Л.В. Неофициальное толкование норм российского права. М., 1996.

Милованова Е.В. Толкование норм права. СПб., 1999.

Спасов Б. Закон и его толкование. М., 1986.

Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР. М., 2005.

Черданцев А.Ф. Толкование права и договора. М., 2003.

Суслов В.В. Герменевтика и юридическое толкование //Госу дарство и право, 1997, № 6.

Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федера ции: теория и практика. М., 2005.

1. При подготовке первого вопроса необходимо усвоить, что под толкованием норм права понимается деятельность органов государства, должностных лиц, общественных организаций, отдельных граждан, направленная на установление содержания норм права, на раскрытие выраженной в них воли. Толкование правовых норм — сложное, комплексное явление. Его можно рассматривать в двух аспектах, как уяснение (понимание «для себя») и разъяснение (объяснение «для других»). Толкование-разъяснение обеспечивает полную и точную реализацию правовых норм, исключает ошибки в практике их применения. Результатом толкования должны быть полная ясность и определенность смысла правовой нормы. Ясность смысла означает глубокое понимание содержания нормы, отсутствие каких-либо сомнений в точности полученных в результате толкования выводов. Определенность смысла — это конкретность содержания правовой нормы, не допускающая двух или более решений на основе сделанных выводов.

2. При ответе на второй вопрос нужно охарактеризовать основные способы толкования — уяснения правовых норм: грамматическое, логическое, систематическое, историко-политическое, телеологическое, специально-юридическое, функциональное.

3. Следует различать такие виды толкования права по объему,как буквальное, ограничительное и распространительное. В зависимости от субъектов, разъясняющих правовые нормы, толкование-разъяснение подразделяется на официальное и неофициальное. В свою очередь официальное толкование может быть нормативным и казуальным. Нормативное толкование может давать исам орган, издавший разъясняемую норму права. Такое разъяснение называется аутентичным. Казуальное толкование осуществляется как в деятельности судов (судебное толкование), так и в процессе применения права другими органами (административное толкование).

Неофициальное толкование — это разъяснение смысла правовых норм, которое не носит обязательного характера. Среди видов неофициального толкования надо выделить так называемое обыденное толкование, даваемое гражданами в повседневной жизни, а также профессиональное (компетентное), например, разъяснение закона адвокатом, юрисконсультом и т.д. Наконец, весьма важным видом неофициального толкования является доктринальное толкование, основанное на научных выводах.

4. Акты толкования (интерпретационные акты) относятся к

официальным вспомогательным правовым актам-документам, обладающим специфической структурой, содержанием, формой, реквизитами. Они носят обязательный характер и закрепляют результаты разъяснения права. Акты толкования права могут быть классифицированы по внешней форме (устные и письменные), по субъектам (законодательных, судебных, исполнительных органов, органов прокуратуры), по юридической значимости (нормативные, казуальные), по юридической силе (по отраслям).

Вопросы для самоконтроля:

1. Что собой представляет толкование права?

2. Раскройте способы и виды толкования права.

3. Охарактеризуйте особенности актов толкования права, классифицируйте их на виды.


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

для студентов ГНО очной формы обучения

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ПЛАН СЕМИНАРА

1. Предмет теории государства и права и его содержание.

2. Место теории государства и права в системе юридических наук. Классификация юридических наук. Функции теории государства и права как науки.

3. Методология теории государства и права. Многообразие подходов к изучению государственно-правовых явлений.

4. Структура теории государства и права.

Задание для подготовки к занятию:

Провести сравнительный анализ взглядов ученых на понятие предмета теории государства и права. Результаты оформить в таблице.

Форма контроля: групповая дискуссия.

Литература

Братусь С.Н. Теория государства и права, ее предмет и место среди общественных наук // Ученые записки ВИЮН. 1995, вып. 2.

Керимов Д.А. Методология права. М., 2001.

Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972.

Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986.

Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М., 1965.

Лазарев В.В. Место теории государства и права в системе гуманитарного знания // Ленинградский юридический журнал. 2008. № 1.

Мамут Л.С. Наука о государстве и праве: необходимость радикального обновления // Философские науки. 1989. № 11.

Трусов А.И. Правоведение или законоведение? // Методологические проблемы правоведения / Отв. ред. проф. М.Н. Марченко. М.: Изд-во МГУ, 2004.

1. Каждая наука имеет свой предмет исследования — определенный круг изучаемых явлений и их закономерностей. Это следует знать при подготовке первого вопроса об особенностях предмета теории государства и права. Необходимо также учесть, что предметом теории государства и права являются наиболее общие, а не все закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства. Эти закономерности объединяются в группы: (блоки), которые в своей совокупности составляют содержание предмета теории государства и права.

2. При подготовке ответа на второй вопрос важно уяснить, что все науки обычно подразделяются на три большие группы: технические (точные), естественные и общественные (гуманитарные). Юридическая наука относится к числу общественных наук. Систему юридических наук можно подразделить на пять основных групп: теоретико-исторические, отраслевые, организационные, прикладные; международные науки. Теория государства и права относится к первой группе. По отношению к другим юридическим наукам теория государства и права выступает обобщающей, фундаментальной и методологической наукой.

Как и любая наука, теория государства и права выполняет определенные функции, определяющие ее место в юридической науке и практике. В системе юридических наук теория государства и права выполняет гносеологическую, онтологическую, методологическую, эвристическую, идеологическую и прогностическую функции. На практике теория государства и права выполняет воспитательную и практически-организационную функции.

3. Изучение третьего вопроса рекомендуется начать с осознания того, что метод любой науки — это приемы и способы изучения ее предмета, общие исходные принципы:, на которых базируется данная наука. Методологический арсенал теории государства и права достаточно сложен. Он включает в себя самые различные по степени общности и познавательным задачам методы: общенаучные, частнонаучные и специально-юридические. Сложность и разнообразие методологии теории государства и права предопределяют многообразие подходов к изучению государственно-правовых явлений.

4. Структура теории государства и права представляет собой относительно обособленные направления научного теоретико-юридического исследования. Условно в теории государства и права можно выделить теорию государства и теорию права. В теорию права входят философия, социология и специально-юридическая теория (догматика) права.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что представляет собой предмет теории государства и права?

2. Какое место занимает теория государства и права в системе

юридических наук?

3. Назовите функции теории государства и права как науки.

4. Какова роль методологии в познании государственно-правовых явлений?

5. Раскройте структуру теории государства и права.

Тема 2. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ

ПЛАН СЕМИНАРА

1. Понятие и основные признаки государства.

2. Сущностная характеристика государства. Различные подходы к пониманию сущности и социального назначения государства.

3. Государственная власть: понятие, структура, формы осуществления.

4. Типология государств. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства. Переходный тип государства.

Задание для подготовки к занятию:

Провести сравнительный анализ взглядов философов, политиков, правоведов на понятие и сущность государства. Результаты оформить в таблице.

Форма контроля:опрос и обсуждение.

Литература

Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908.

Илюхин В.И. Беспредел воровства // Советская Россия. 1998. 1 янв.

Манов Г.Н. Признаки государства: новое прочтение // Политические проблемы теории государства. М., 1993. С. 38—46.

Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993.

Демидов А.И. Власть в единстве и многообразии ее измерений // Государство и право. 1995. № 1.

Калабеков И.Г.Российские реформы в цифрах и фактах. (Издание второе,переработанное и дополненное). – М.: РУСАКИ, 2010. –498с.

Ковальчук Ю.К. Спецоперация по ликвидации.

Козлов Ю. Коррупция - тень государства? // Юридический вестник. 1998. N 5.

Корнев А.В. Консервативная и либеральная теория государства и права в России. М., 2003.

Лубенченко К. Правовое государство: идеал и реальность // Российская Федерация. 1995. N 12. С. 44.

Панарин А. С. Криминальная революция и нравственная реставрация // Власть. 1997. N 7. C.20.

Разуваев Н.Н. Традиционное государство. СПб., 2008.

Руткевич М. Н. Процессы социальной деградации в обществе // Социологические исследования. 1998. N 6. С. 7.

Рывкина Р. В. Социальные корни криминализации российского общества // Социологические исследования. 1997. N 4. С. 81.

Рыбаков В.А. О сущности российского государства. // Вестник Омского университета. 1999. Вып. 1. С. 104-106. //

Ткачев Н. Не хватает политической воли // Законность. 1998. N 2. С. 3.

Философия истории. Учебное пособие / Под ред. А.С.Панарина. М.: Гардарики, 1999. С.107.

Хабибулин А.Г. Научные основы типологии государства: вопросы теории и практики. СПб., 1997. 305 с.

Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001.

Шафаревич И. Русский народ и государство.

Якунин В.И. А.С. Панарин о категории «цивилизация», России как цивилизации и месте России в диалоге цивилизаций. // Круглый стол «К 70-летию со дня рождения А.С.Панарина» 24.12.10. в МГУ им. М.В.Ломоносова. //

1. Изучение первого вопроса темы рекомендуется начать с усвоения того, что всем государствам присущи общие признаки, объединенные в понятие государства. Необходимо рассмотреть основные признаки государства, которые позволяют отличить его от негосударственных организаций и других элементов социально-политической системы.

2. При подготовке ответа на второй вопрос следует знать, что раскрыть сущность государства — значит, выявить в нем главное, что обусловливает его объективную необходимость для общества, уяснить, в чьих интересах осуществляется публичная власть. Деятельность государства в исторически первых типах общества — рабовладельческом, феодальном, азиатского способа производства — носила ярко выраженный классовый характер и сводилась к поддержанию экономического и политического господства одного класса над другим. По мере совершенствования демократических институтов власти государство превращалось из принудительно-репрессивной организации, стоящей над обществом, в орган, подчиненный обществу, распространяющий свой преобразовательный потенциал на экономическую, социальную и культурную сферы общественной жизни. На современном этапе развития общества степень реализации развитыми демократическими государствами общесоциальных потребностей значительно возросла, а классовый характер государственной деятельности хотя и не исчез, но отошел на второй план.

«В России появилась огромная масса бедных и почти бедных людей, а с другой стороны, у нас есть верхушка общества — 10–12% богатых, которые живут отдельно от этой большой массы людей, — отметил директор Центра социально-экономических измерений РАН Алексей Шевяков.— Сегодня мы имеем глубокое социально-экономическое расслоение общества, и корень таких глубоких деформаций находится в области распределительных механизмов и отношений. Таким образом, мы видим очень серьезную, очень глубокую диспропорцию, когда почти половина работающего населения не может обеспечить себе не только приемлемый уровень жизни, а вынуждена просто выживать. И все это относится, прежде всего, к тем сферам нашей социально-общественной системы, которые определяют стратегические, фундаментальные основы развития нашего общества на перспективу и забота о развитии которых является основной прерогативой власти и государства».[4]

Федеральная служба государственной статистики РФ обнародовала данные исследования распределения в 2010 году доходов среди различных слоев населения. По этим официальным данным, в крайней нищете (с доходом ниже 3422 рублей в месяц) существуют 13,4 процента граждан России. Просто нищими (с доходом от 3422 до 7400 рублей) являются 27,8 процента. К бедным (с доходом от 7400 до 17000) относятся 38,8 процента. "Богатыми среди бедных" (с доходом от 17000 до 25000) являются 10,9 процента. На уровне среднего достатка (с доходом от 25000 до 50000) живут 7,3 процента. Состоятельные граждане с ежемесячным доходом от 50000 до 75000 - это только 1,1 процента. Так называемые богатые, с доходами свыше 75000 рублей в месяц, составляют лишь 0,7 процента населения.

По данным депутата Госдумы Виктора Илюхина состояние 100 валютных миллиардеров нашего государства оценивается в 520 миллиардов долларов, чторавняется всем золотовалютным запасам Центробанка страны.

Изучите график «Коэффициент Джини» из книги И.Г. Калабекова «Российские реформы в цифрах и фактах». (Издание второе, переработанное и дополненное). – М.: РУСАКИ, 2010. –С. 475. (Обновляемая электронная версия книги размещена на сайтах http://kaivg.narod.ru, http://kaig.ru, http://deloteca.ru). "Sapienti sat".

В.А. Рыбаков в статье «О сущности российского государства» (http://www.omsu.omskreg.ru/vestnik/articles/y1999-i1/a104/article.html) обобщил точки зрения ведущих ученых и политиков в трех новых подходах к сущности современного Российского государства: криминальном, номенклатурном и олигархическом. Изучите точку зрения эксперта,руководителя Санкт-Петербургского аналитического аграрного центра, доктора технических наук, академика Петровской академии наук и искусств Ковальчук Ю.К. «Спецоперация по ликвидации».

3. При подготовке ответа на третий вопрос студентам следует знать, что власть — одна из основных категорий, которая используется при характеристике государства. В самом общем смысле власть можно определить как способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия и т.д. Суть власти состоит в реальной возможности властвующих подчинять своей воле подвластных.

В признаках государства почти все характеристики — это характеристики государства как организации, обладающей властью (публичной, территориальной, суверенной, универсальной). Государственная власть — это разновидность социальной власти, воплощающаяся в государственно-правовых институтах и предназначенная для организации управления обществом.

В структуре государственной власти выделяются элементы: 1) субъект; 2) объект; 3)содержание; 4) приемы, способы; 5) ресурсы.

Государство и право — это такие социальные институты, которые организационно оформляют государственную власть, делают ее постоянно функционирующей и обязательной. Государственная власть осуществляется через государственные органы в правовых формах.

4. Подготовку четвертого вопр




2612709986114499.html
2612772114484318.html
    PR.RU™