ДЛЯ ПАМЯТИ ЛЮБЯЩИХ

Вначале 1827 года портрет Пушкина пишет замечательный

московский художник-портре­тист Василий Андреевич Тропинин,

Портрет был заказан самим поэтом и подарен другу

Соболевскому, о чем тот писал: "Портрет Александр Сергеевич

заказал Тропинину для меня и подарил мне его на память в

золочёной вели­колепной рамке".

Заказчик хотел сохранить в портрете образ человека "домашнего, обыкновенного, каким он был всегда, непричёсаного и

неприглаженного", в халате. Но художник открывает людям

велико­го поэта, которого Москва короновала как русского Байрона

и Шекспира, чьё имя стало "народ­ной собственностью". Он

ощущает высокое стремление его дум, величие духа,

непреклонность и терпение, с которыми поэт встречает удары

судьбы. Он знает гения, беседует с ним с глазу на глаз, о

чём вспомнит годы спустя со счастливой гордостью...

Пушкин сидит в непринуждённой позе. Правая рука с перстнями на большом и указательном пальцах свободно лежит на столике на открытой книге.

В повороте головы, величественном и гордом, глубокая

задумчивость. В сосредоточенном взгляде – напряжённая мысль. Тёмно-каштановые вьющиеся волосы обрамляют высокий лоб.

Широко развернуты плечи. В позе чувствуется уверенность и сила. Складки халата, широкие, свободные, плавные, подчеркивают

раскованность поэта, его внутреннюю свободу. Свободный

расстёгнутый ворот, небрежно повязанный шарф, не стягивающий шею, говорят и о будничной простоте, "домашности" Пушкина, и

о вдохновении, внезапно его озарившем. Вспоминаются стро­ки:

"И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

минута – и стихи свободно потекут..."

Краски скупы, не пестрят, не рассеивают внимание. Всего ярче – вольный белый ворот рубахи, он тотчас привлекает внимание к лицу поэта. В одежде сочетается глубокий коричневый с глубо­ким синим - цвета земли и неба.

Перед нами образ простого, но великого человека, полного

духовных сил. "Сходство портрета с подлинником поразительно", – радовался писатель и критик Николай Алексеевич Полевой,

из­датель журнала "Московский телеграф", оповещая читателей

о появлении написанного Тропининым портрета Пушкина.

В.А.ТРОПИНИН (1776-1857). А.С.Пушкин. 1827 г. Всесоюзный музей А.С.Пушкина.

История портрета

Картины, как книги, имеют свою судьбу... Прошел год

с небольшим, как портрет Пушкина написан Тропининым.

Соболевский писал: "Пор­трет Тропинину заказал сам Пушкин

тайком и поднёс мне его в виде сюрприза с разными фарсами".



Им не успели налюбоваться ещё многие друзья поэта.

И большин­ство из них уже не полюбуются никогда. Не увидит его и большин­ство первых читателей Пушкина. Тропининский портрет, оставлен­ный его владельцем Соболевским при отъезде за границу у одного из друзей, таинственно исчез. На его месте и в той же раме Соболевс­кий, возвратившись из чужих краёв, обнаружил плохую

копию – и в сердцах выбросил её в окно.

Портрет был случайно найден лишь через четверть века спустя

в лавке антиквара. Фотокопию с него опубликовали через тридцать три года после его создания – в 1860 году. А на выставке он

появился ещё через восемь лет – в 1868 году.

Такова вкратце история портрета Пушкина, созданного

Тропини­ным, талантливым художником-портретистом.

Осень

(Отрывок)

X

И забываю лир - и в сладкой тишине

Я сладко усыплён моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем.

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем –

И тут ко мне идёт незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

XI

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,

Но чу! – матросы вдруг кидаются, ползут.

Вверх, вниз – и паруса надулись, ветра полны;

Громада двинулась и рассекает волны.

XII

Плывёт. Куда ж нам плыть?

Гений поэзии

Кипренскому портрет Пушкина заказывает Дельвиг, портрет

друга для себя и для всех любящих Пушкина, помня, что вся

Россия любит поэта, верит ему. Это порт­рет поэта и гражданина,

на которого устремлены глаза России.

Пушкин здесь идеал, символ поэта, возвышенный и отвлечённый. Быт, детали, обстановка – отброшены, как будто в природе нет

ничего, кроме тишины и гармо­нии. Поза изящна, горделива,

независима.

Кипренский стремился прежде всего передать величие поэта.

Это портрет чело­века, озарённого высоким творческим



вдохновением. В глазах способность живо и жадно схватывать

впечатления и вместе с тем напряженная, глубокая работа ума.

Лицо спокойно, но не бесстрастно. В лице, в повороте головы,

в неподвижности плеч, в руках, скрещенных на груди, передано скрытое волнение, встревоженность, эта "бездна дум и ощущений". Блеск ясных глаз, непослушные волосы, словно тро­нутые

пролетевшим ветерком, луч света, озаривший большой красивый лоб, клет­чатый плащ, небрежно переброшенный через плечо,

выдают внутреннюю взволно­ванность Пушкина, делают образ

его подвижным.

Есть достоверные свидетельства, что поначалу на холсте не

было бронзовой фи­гуры Музы, богини-покровительницы поэзии

с лирой в руке, стоящей справа за плечами поэта. После окончания работы друзья Пушкина просят дополнить порт­рет изображением Гения Поэзии: имеют в виду изваяние Музы. "Но я уже изобра­зил Гения Поэзии',- скажет художник. И всё-таки он уступает просьбам. Фигура поэта становится более величественной, скульптурной.

А.С.Пушкин высоко оценил работу Кипренского, посвятив ему стихотворение.

Именно Кипренскому выпадает счастливая судьба сделать "вид" Пушкина извес­тным в родном Отечестве.

О.А.КИПРЕНСКИЙ (1782-1836) Портрет поэта А.С.Пушкина. 1827 г. Государственная Третьяковская галерея.

…Себя, как в зеркале, я вижу,

Но это зеркало мне льстит…

(Из стихотворения Кипренскому.)

Гравюра Уткина

Славу Кипренского по праву делит с ним известный гравёр

того времени Нико­лай Иванович Уткин. Едва портрет окончен, он

по просьбе Дельвига исполняет с него гравюру, работая резцом по медной доске, изготовляя форму, с которой дела­ются оттиски.

Образ поэта здесь несколько снижен по сравнению с оригиналом. Он утратил романтические черты, но приобрёл большую простоту, человечность, жизненность. Вероятно, именно поэтому отец поэта и лицейские друзья считали гравюру Уткина самым похожим

портретом Пушкина.

На гравюру не попали скрещенные руки поэта, убрана бронзовая фигура Музы. Это заставляет зрителя пристальнее вглядеться в

лицо. Но гравёр и лицо передаёт по-своему. Оно несколько

удлинено. Изменился взгляд поэта, иначе показаны воло­сы. Лицо

на гравюре несколько моложе, чем на портрете, волнение живее

отразилось в его чертах.

Дельвиг помещает уткинскую гравюру в альманахе "Северные цветы" за 1828 год, здесь же отрывок из "Бориса Годунова", поэма "Граф Нулин" и несколько сти­хотворений Пушкина. Кроме того, Дельвиг пускает в продажу и отдельные оттиски.

Тысячи людей знакомятся теперь с изображением Пушкина,

приобретают его.

Уткинский Пушкин что-то утратил сравнительно с Пушкиным

Кипренского, но и открыл что-то новое, своё. Пушкин на гравюре, пожалуй, чуть ближе к зрителю: не только великий поэт, но и

добрый знакомый. Люди, близко знавшие Пушкина, мно­гие, кто встречался с ним, полагают, что гравюра особенно точно передаёт его на­ружность.

Портрет появляется на выставке в Петербурге, привлекает

всеобщее внимание.

В 1831 году после смерти Дельвига Пушкин покупает портрет у его вдовы и всю жизнь держит его при себе.

С гравюры Н.УТКИНА. А.С.Пушкин


2614380917665532.html
2614414793889357.html
    PR.RU™