Глоссарий. Авалокитешвара(санскр., Avalokiteshvara): бодхисатва сострадания в буддизме Махаяны.

Авалокитешвара(санскр., Avalokiteshvara): бодхисатва сострадания в буддизме Махаяны.

Аджатасатту(пали, Ajatasattu): сын царя Магадхи Бимбисары и царицы Дэви (сестры Пасенади) после того, как Бимбисара сложил свои полномочия в его пользу, царь Магадхи; ученик Девадатты.

Ананда(пали, Ananda): двоюродный брат Будды (со стороны отца)., брат Маханамы и Ануруддхи; помощник и слуга Будды в течение последних двадцати пяти лет его жизни; монах, который, по общему мнению, запомнил все, чему учил Будда.

Анатхапиндика(пали, Anathapindika): богатый торговец из Саваттхи, который пожертвовал Будде рощу Джеты.

Ануруддха(пали, Anuruddha): двоюродный брат Будды (по отцовской линии)., брат Маханамы и Ананды.

Арахант(пали, Arahant) «достойный»: буддийский святой, который достиг полного освобождения из круговорота смерти и перерождения.

Атман(санскр., Atman) букв, «сам»: в не-буддийской брахманистской традиции обозначает чистое сознание, которое составляет сущность чьего-либо существования; в природе тождествен Брахману.

Ачиравати(пали, Aciravatl): река, на берегу которой стоял город Саваттхи (Savatthi) во времена Будды.

Бандхула(пали, Bandhula): дворянин из Кусинары (Kusinara)., генерал армии царя Пасенади; главный судья Косалы (Kosala)., убит вместе со своими сыновьями царем Пасенади.

Бимбисара(пали, Bimbisara): царь Магадхи; муж Дэви (сестры Пасенади) отец Аджатасатту; пожертвовавший Будде Бамбуковую рощу в Раджагахе (Rajagaha).

Бодхисаттва(санскр. bodhisattva; пали = bodhisatta ): тот, кто дал обет достичь пробуждения ради всех живых существ; тот, кто стремится стать Буддой.

Босалним(корейск.): буддийская мирянка.

Брахман(санскрит): безличный, трансцендентный Бог или Божественность Вед и Упанишад; творческое начало мира и внутренняя природа самости (атмана).

Ваджжи(пали, Vajji): последняя сохранившаяся республика во времена Будды, расположенная к северу от Ганга и к югу от Маллы; столица Весали.

Ваджра(санскрит, Vajra): пяти– или девятизубчатый скипетр, который используется в тантрических ритуалах.

Ваджраяна(санскрит, Vajrayana) «Алмазная колесница»: путь тантрического буддизма, который появился в Индии ок. III в.; используются мантры, визуализация и йогические упражнения; широко практикуется во всех школах тибетского буддизма.

Васабхи(пали, Vasabha) или Васабхакхаттия (Vasabhakhattiya), то есть, «госпожа Васабха», дочь Маханамы и рабыни Нагамунды (Nagamunda) вторая жена царя Пасенади; мать Видудабхи.

Веды(санскрит, Veda): класс брахманистской, небуддийской религиозной литературы, состоящей главным образом из гимнов богам; самое раннее выражение арийской культуры в Индии до Упанишад.



Весали(пали, Vesall): столица Ваджжи; современная деревня Вайшали.

Видудабха(пали, УШйфаЫга): сын царя Пасенади и Васабхи; недолгое время был царем Косалы после ниспровержения Пасенади.

Виная(пали, Утауа) букв, «дисциплина»: правила морали и нормы поведения буддийских монахов и монахинь; корпус литературы палийского канона, где описывается монашеская жизнь и практика.

Випассана(пали, у1ра88апа) букв, «прови́дение»: буддийская медитация, связанная с исследованием природы опыта, в противоположность саматхе (штайа, «безмятежность»), то есть успокоению разума посредством сосредоточения на одном единственном объекте.

Вихара(пали, уШага): мужской или женский монастырь.

Гандхара(пали, СапсШага): во времена Будды страна на западе индийского субконтинента, которая была частью Персидской империи; ее столицей была Таккасила (ТаккавПа)., территориально соответствует большей части современного Пакистана.

Гелуг(тибет., Се1ик): школа тибетского буддизма, основанная Цонкапой в четырнадцатом столетии; школа, в которой обучался Далай-лама.

Гхо(вЬо): традиционный халат до колен, который носят мужчины в Бутане.

Дакойт(хинди, с1асо10: член банды грабителей или бандитов.

Дана(пали, с1апа) букв, «даяние» или «дар»; традиционные пожертвования мирян монахам и монахиням в виде еды, одежды и других необходимых вещей.

Девадатта(пали, Пеуас1аИа): двоюродный брат Будды (по материнской линии)., стремился заменить Будду в качестве главы ордена монахов.

Джхана(пали, Jhana): медитативное сосредоточение; традиционно определяют восемь джхан: первые четыре достигаются посредством концентрации на объекте, имеющем форму, а следующие четыре достигаются посредством концентрации на объекте без форм.

Дзогчен(тибет., Dzogchen) букв, «великое совершенство»: безформная медитационная практика изначального сознания, преподаваемая в школе Ньингма тибетского буддизма.

Дордже Шугден(тибет., Dorje Shugden): спорное защитное божество школы Гелуг тибетского буддизма.

Дхамма(пали, dhamma = санскрит dharma): учение Будды; те истины и практики, о которых говорится в учении Будды.



Дхармакирти(санскр., Dharmaklrti): буддийский ученый монах из Индии, живший примерно в VII веке н. э., известен своим основополагающим трудом по логике и эпистемологии.

Дэва(пали, deva): божество; в мирском смысле – небесное существо, обитающее в одной из более высоких областей сансары; в сверхмирском смысле – Будда, который, по представлениям буддизма Махаяны и Ваджраяны, принимает ту или иную божественную форму.

ИбсынСыним (корейск., Ibseung Sunim): монах или монахиня, которых назначают руководителями зала для медитации, ответственными за время и дисциплину.

Инчи(тибет.): слэнговое обозначение «западного человека», искаж. «English».

Кагью(тибет., Kagyu): школа тибетского буддизма, основанная в одиннадцатом столетии Марпой, Миларепой, Гамбопой и их последователями.

Калачакра(санскр., КШасИакга) букв. «Колесо времени»: многорукое божество Ваджраяны, связанное с мифическим царством Шамбалы.

Кангьюр(тибет.) букв, «перевод Слова»: раздел тибетского буддийского канона, содержащего беседы, приписываемые Будде.

Капилаваттху(пали, КарПауаШш): основной город косальской провинции шакьев, где Будда получил воспитание; современная деревня Пипрахва (Р1ргаЬ\uc1¥а).

Кассапа(пали, Каввара) также известен как Махакассапа (МаЬаказзара, Великий Кассапа): выдающийся ученик Будды, который созвал Первый собор после смерти Готамы.

Кат£(тибет.): белый шелковый шарф для подношений, используется для почтительного приветствия. (В монголизированном произношении, принятом в буддийских регионах России, – «хадаг». – Прим. ред.)

Кира(Тибет, Бутан): традиционное платье в пол, которое носят женщины в Бутане.

Косала(пали, Коза1а): во времена Будды индийское царство к северу от Ганга; его столицей был город Саваттхи, а царём – Пасенади.

Кусинара(пали, Кивтага): один из двух главных городов царства маллов (другим был город Пава, Рауа) владение Бандхулы; здесь умер Будда; сегодня носит название Кушинагар.

Магадха(пали, М^асШа): во времена Будды индийское царство к югу от Ганга; его столицей была Раджагаха, а королем – Бимбисара, а затем – Аджатасатту.

Мадхьямака(санскр., МасШуатака): «Срединный путь», буддийская философия пустоты, основанная Нагарджуной во втором столетии; также ее последователями были Шантидева и Цонкапа.

Маханама(пали, МаЬапаша): двоюродный брат Будды (по отцовской линии) брат Ананды и Ануруддхи; возвысился до правителя шакьев; отец Васабхи.

Малла(пали, Ма11а): восточная провинция царства Косала к югу от царства шакьев; ее основными городами были Кусинара и Пава.

Маллика(пали, МаШка): первая жена царя Косалы Пасенади; мать принцессы Ваджири, ставшей женой Ад-жатасатту; такое же имя было у жены Бандхулы.

Манджушри(санскр., МащшЬп): бодхисаттва мудрости в буддизме Махаяны.

Мара(пали, Мага): буддийский «дьявол»; Букв, «убийца»; то есть все, что затрудняет путь к пробуждению.

Мару(корейск.): приподнятая деревянная терраса перед дверьми традиционных корейских зданий.

Махаяна(санскр., таЬауапа): «Великая колесница» буддизма, в которой поощряется стремление бодхисаттвы стать Буддой ради всех существ; полемический термин, противопоставляемый Хинаяне.

Моггалльяна(пали, Moggallana): наряду с Сарипуттой, один из двух главных учеников Будды; он был брамином из Магадхи и стал известен благодаря медитативным и эстрасенсорным способностям.

Моктак(корейск.): небольшой ручной деревянный барабан, в который бьют короткой палочкой; часто используется для обозначения времени при отправлении буддийских ритуалов и исполнении песнопений.

Мудра(санскр., mudra): символические жесты рук, наподобие тех, которые мы видим на иконографических изображениях Будды.

Нирвана(Nirvana, санскрит; пали = nibbana): «Угасание» «огня» жадности, ненависти и заблуждения.

Ньингма(тибет.): «Древняя» школа тибетского буддизма, основанная в восьмом веке во время первой фазы распространения буддизма в Тибете.

Пава(пали, Pava): один из двух основных городов Маллы (второй – Кусинара) место, где Будда принял свою последнюю трапезу; предположительно, здесь же умер и Махавира (Mahavlra), основатель религии джайнов; современный город Фазильнагар.

Пали(Pali): средне-индо-арийский язык, использовавшийся для записи учения Будды в канонической литературе буддизма Тхеравады.

Пасенади(пали, Pasenadi): царь Косалы во времена жизни Будды.

Патали (путта)(пали, Patali (putta): паромный порт на южном берегу Ганга в Магадхе; к концу жизни Будды развился в укрепленный город; будущая столица империи Ашоки; современный город Патна.

Пуджа(санскр., puja) букв, «поклонение»: формализованная, часто общинная, религиозная служба с пением.

Раджагаха(пали, Rajagaha): столица Магадхи; современный город Раджгир.

Саваттхи(пали, Savatthi): столица царства Косала; рядом располагалась роща Джеты; современный город Сахет-Махет/Шрав асти.

Садхана(санскр., sadhana): практика буддизма Ваджраяны, включающая ежедневное начитывание ритуального текста, связанного с тантрическим божеством.

Сакия(пали, Sakiya): восточная провинция царства Косала, где родился Будда; столица Капилаваттху.

Сансара(samsara): Болезненный повторяющийся цикл смертей и возрождений.

Сарипутта(пали, Sariputta): наряду с Моггалльяной, один из двух главных учеников Будды; был брамином из Магадхи и прославился своим умом и мудростью.

Сарира(пали, sarira): телесные останки совершенного буддийского учителя; часто после кремации сохраняются в форме небольших кристалловидных шариков.

Шантидэва(санскрит): буддийский монах-махаянист из Индии; автор Пути бодхисатвы (Bodhicaryavatara).

Сонпан(корейск., sonpang): зал для медитаций.

Ступа(санскр., stupa): погребальный холм, где хранились останки кремированных монахов; позже развился в выдающийся архитектурный символ буддизма.

Суддходана(пали, Suddhodana): отец Будды.

Сутта(пали, sutta): поучение, изложенное Буддой или иногда одним из его выдающихся учеников.

Сыним(корейск., sunim): монах или монахиня; используется в качестве вежливой формы обращения к монахам.

Таккасила(пали, Takkasila): Таксила, столица Гандхары и главный университетский центр во времена Будды.

Тенгьюр(тибетск.): букв, «перевод комментариев», то есть раздел тибетского буддийского канона, который содержит комментарии к учению Будды, зафиксированному в Кангьюре.

Тхеравада(пали, Йіегауасіа): букв, «учение старейшин»: школа буддизма, распространенного сегодня в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии, которая основывается на палийском каноне и комментариях Буддхагхосы.

Упанишады(санскрит, Ііраїшііасіа): класс текстов небуддийской религиозно-философской литературы, в которой исследуются пути достижения единства с Брахманом (Богом)., также известны под названием веданта (уесІаШа), то есть «конец» или «кульминация» Вед.

Урувела(пали, Іігиуеіа): место в Магадхе, где Будда достиг пробуждения; сегодняшний город Бодхгая.

Хинаяна(санскр., Мпауапа): «Малая колесница» буддизма; уничижительное слово, выдуманное последователями Махаяны, чтобы описать «эгоистичный» путь арахантов в отличие от альтруистического пути бодхисаттв.

Цампа(тиб.): мука из поджаренных зерен ячменя, традиционное блюдо и основная пища тибетцев.

Цонкапа(тиб., Твог^ кЬа ра): тибетский монах, ученый и йог (1357–1419), основатель школы Гелуг тибетского буддизма.

Чукпи(корейск., Ціикрі): бамбуковая трещотка, использующаяся для обозначения времени в дзэнских монастырях Кореи.

Чупа(тиб., сЬи Ьа): длинное официальное платье или халат.

Сиддхаттха Готама(пали, ЗісІсІЬаПІіа Соїата): имя Будды, «Пробужденного».

Ямантака(санскрит, УатаШака): гневное, многорукое божество с головой быка в буддизме Ваджраяны.

Библиография

Allchin, E R. The Archaeology of Early Historic South Asia: The Emergence of Cities and States. Cambridge: Cambridge University Press, 1995.

Allen, Charles. The Buddha and the Sahibs: The Men Who Discovered India’s Lost Religion. London: John Murray, 2003.

Bailey, Greg, and Ian Mabbett. The Sociology of Early Buddhism. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.

Batchelor, David. Chromophobia. London: Reaktion Books, 2000.

Batchelor, Martine. Meditation for Life. London: Frances Lincoln, 2001.

– and Son’gyong Sunim. Women in Korean Zen: Lives and

Practices. Syracuse, N.Y.: Syracuse University Press, 2006.

Batchelor, Stephen. Alone with Others: An Existential Approach to Buddhism. New York: Grove, 1983.

–. The Tibet Guide. London: Wisdom Publications, 1988.

–. The Faith to Doubt: Glimpses of Buddhist Uncertainty.

Berkeley, Calif.: Parallax, 1990.

–. The Awakening of the West: The Encounter of Buddhism

and Western Culture. London: Aquarian, 1994.

–. Buddhism Without Beliefs: A Contemporary Guide to

Awakening. New York: Riverhead, 1997.

–. Living with the Devil: A Meditation on Good and Evil.

New York: Riverhead, 1997.

Bodhi, Bhikkhu, trans. The Connected Discourses of the Buddha (Sarnyutta Nikaya). Somerville, Mass.: Wisdom Publications, 2000.

–. The Revival of Bhikkhum Ordination in the Theravada

Tradition. Penang, Malaysia: Inward Path, 2009.

Buber, Martin. I and Thou. Translated by Walter Kaufmann. Edinburgh: T. T. Clark, 1979.

Burlingame, Eugene Watson, trans. Buddhist Legends (Dhamma-pada Commentary). 3 vols. Oxford: Pali Text Society, 1995. [First published in 1921.]

Buswell, Robert E. The Korean Approach to Zen: The Collected Works of Chinul. Honolulu: University of Hawaii Press, 1983.

–. The Zen Monastic Experience. Princeton: Princeton University Press, 1992.

Cupitt, Don. The Time Being. London: SCM Press, 1992.

–. The Great Questions of Life. Santa Rosa, Calif.: Po-

lebridge Press, 2005.

Dalai Lama. Kindness; Clarity and Insight. Ithaca, N.Y.: Snow Lion, 1984.

–. Freedom in Exile: The Autobiography of the Dalai Lama

of Tibet. London: Hodder and Stoughton, 1990.

–. The Universe in a Single Atom: The Convergence of Science and Spirituality. New York: Morgan Road Books, 2005.

Dawkins, Richard. The God Delusion. London: Bantam, 2006.

Dhargyey, Geshe. The Tibetan Tradition of Mental Development. Dharamsala, India: Library of Tibetan Works and Archives, 1978.

Dowman, Keith, trans. and compiler. The Flight of the Garuda. Boston: Wisdom Publications, 1994.

Dreyfus, Georges B. J. Recognizing Reality: DharmakTrtfs Philosophy and Its Tibetan Interpreters. Albany: State University of New York Press, 1997.

–. The Sound of Two Hands Clapping: The Education of a

Tibetan Buddhist Monk. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 2003.

Evola, Julius. The Doctrine of Awakening: A Study on the Buddhist Ascesis. Translated by H. E. Musson. London: Luzac, 1951. [Republished by Inner Traditions, Rochester, Vermont, in 1996.]

–. Le Chemin du Cinabre. Milan: Arche– Arktos, 1982.

[First published in Italian in 1972. An English translation, The Path of Cinnabar: An Intellectual Autobiography , was published in 2009 by Integral Tradition Publishing, London.]

Fronsdal, Gil, trans. The Dhammapada. Boston and London: Shambhala, 2005.

Gombrich, Richard E How Buddhism Began: The Conditioned Genesis of the Early Teachings. London: Athlone, 1996.

–. What the Buddha Thought. London/Oakville, Conn.:

Equinox, 2009. Grimmett, Richard, and Tim Inskipp. Birds of North India. Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2003.

Guenther, Herbert V, trans. Jewel Ornament of Liberation. London: Rider, 1970.

Harris, Sam. The End of Faith: Religion, Terror and the Future of Reason. New York: Norton, 2004.

Heidegger, Martin. Being and Time. Translated by John Mac-quarrie and Edward Robinson. Oxford: Blackwell, 1962.

–. Basic Writings. Edited by David Farrell Krell. London:

Routledge, Kegan and Paul, 1978.

Horner, I. B., trans. The Book of Discipline, Vol. IV (Mahavagga). Oxford: Pali Text Society, 1951.

–, trans. The Book of Discipline, Vol. V (Culavagga). Oxford: Pali Text Society, 1952.

Ireland, John D., trans. The Udana and the Itivuttaka. Kandy, Sri Lanka: Buddhist Publication Society, 1997.

Junger, Sebastian. The Perfect Storm: A True Story of Man Against the Sea. London: Fourth Estate, 1997.

Kalfif, Dora. Sandplay: A Psychotherapeutic Approach to the Psyche. Santa Monica, Calif.: Sigo Press, 1980.

Kusan Sunim. Nine Mountains: Dharma– Lectures of the Korean Meditation Master Ku San. Seung Ju Kun, Korea: Songgwangsa Monastery, 1976.

–. The Way of Korean Zen. Boston and London: Weather-

hill, 2009. [First published in 1985.]

Levinas, Emmanuel. Ethics and Infinity. Translated by Richard A. Cohen. Pittsburgh: Duquesne University Press, 1985.

Ling, Trevor. The Buddha: Buddhist Civilization in India and Ceylon. London: Temple Smith, 1973.

Macquarrie, John. An Existentialist Theology. London: Pelican, 1973. Malalasekera, G. P. Dictionary of Pali Proper Names. 3 vols. Oxford: Pali Text Society, 1997. [First published in 1938.]

Marcel, Gabriel. Being and Having: An Existentialist Diary. Translated by Katherine Farrer. Gloucester, Mass.: Peter Smith, 1976.

Maugham, Robin. Search for Nirvana. London: Allen and Unwin, 1975.

McEvilley, Thomas. The Shape of Ancient Thought: Comparative Studies in Greek and Indian Philosophies. New York: Allworth Press, 2002.

Muller, E Max, trans. The Thirteen Principal Upanishads. Revised by Suren Navlakha. Ware, U.K.: Wordsworth, 2000.

Nakamura, Hajime. Gotama Buddha: A Biography Based on the Most Reliable Texts. 2 vols. Tokyo: Kosei Publishing, 2000 and 2005.

Nan.amoli, Bhikkhu. The Life of the Buddha. Kandy, Sri Lanka: Buddhist Publication Society, 1978.

Nan.amoli, Bhikkhu, and Bhikkhu Bodhi, trans. The Middle Length Discourses of the Buddha (Majjhima Nikaya). Boston: Wisdom Publications, 1995.

Nan. avlra Thera. Clearing the Path: Writings of Nan. avTra Thera (1960–1965). Colombo, Sri Lanka: Path Press, 1987.

–. Notes on Dhamma (1960–1965). Nieuwerkerk a/d Yssel,

Holland: Path Press Publications, 2009.

Norman, K. R., trans. The Group of Discourses (Sutta– Nipata). Oxford: Pali Text Society, 2001.

–. A Philological Approach to Buddhism. Lancaster, U.K.:

Pali Text Society, 2006.

Nyanaponika Thera. Great Disciples of the Buddha: Their Lives, Their Works, Their Legacy. Edited by Hellmuth Hecker and Bhikkhu Bodhi. Somer – ville, Mass.: Wisdom Publications, 2003.

Nyanaponika Thera and Bhikkhu Bodhi, trans. Numerical Discourses of the Buddha: An Anthology of Suttas from the Anguttara Nikaya. Walnut

Creek, Calif.: Alta Mira Press, 1999.

Pabongka Rinpoche. Liberation in the Palm of Your Hand. Edited by Trijang Rinpoche. Translated by Michael Richards. Boston: Wisdom Publications, 1991.

Plato. Phaedo. Translated by David Gallop. Oxford: Oxford University Press, 1999.

Rabten, Geshe. The Life and Teaching ofGeshe Rabten. Translated and edited by B. Alan Wallace. London: Allen and Unwin, 1980.

–. Echoes of Voidness. Translated by Stephen Batchelor.

London: Wisdom Publications, 1983.

–. The Song of the Profound View. Translated by Stephen

Batchelor. London: Wisdom Publications, 1989.

–. The Mind and Its Functions. Translated and edited by

Stephen Batchelor. Le Mont– Pelerin: Editions Rabten Choeling, 1992. [First published in 1978.] – and Geshe Ngawang Dhargyey. Advice from a Spiritual Friend. Translated and edited by Brian Beresford with Gonsar Tulku and Sharpa Tulku. Somerville, Mass.: Wisdom Publications, 1996. [First published in 1977.]

Rhys Davids, Caroline A. E Psalms of the Early Buddhists. Oxford: Pali Text Society, 1980. [Theragatha was first published in 1909; TherTgatha in 1937.]

Schettini, Stephen. The Novice: Why I Became a Buddhist Monk, Why I Quit and What I Learned. Austin, Tex.: Greenleaf Book Group Press, 2009.

Schumann, H. W The Historical Buddha: The Times, Life and Teachings of the Founder of Buddhism. Translated by Maurice Walshe, London: Arkana, 1989.

Shantideva. 1. A Guide to the Bodhisattva’s Way of Life. Translated from Tibetan by Stephen Batchelor. Dharamsala, India: Library of Tibetan Works and Archives, 1979. 2. The Bodhicaryavatara. Translated from Sanskrit by Kate Crosby and Andrew Skilton. Oxford and New York: Oxford University Press, 1996. 3. A Guide to the Bodhisattva’s Way of Life. Translated by Vesna Wallace and B. Alan Wallace from Sanskrit and Tibetan. Ithaca, NY.: Snow Lion, 1997.

Thomas, Edward J. The Life of the Buddha as Legend and History. London: 1927.

Tillich, Paul. The Dynamics of Faith. New York: Harper and Row, 1958.

–. The Courage to Be. London: Fontana, 1962.

–. Systematic Theology. 3 vols. in 1. Chicago: University of

Chicago Press, 1967.

Tomory, David. A Season in Heaven: True Tales from the Road to Kathmandu. London: Thorsons, 1996.

Von Franz, Marie– Louise. Puer Aeternus. Santa Monica, Calif.: Sigo Press, 1970.

Walshe, Maurice, trans. The Long Discourses of the Buddha (DTgha Nikaya). Boston: Wisdom Publications, 1995.

Wenders, Wim. The Logic of Images. London: Faber, 1991.


2616185816079032.html
2616253204519385.html
    PR.RU™