Надзор за исполнением законов в сфере экономики 6 страница

2) следует оценить эффективность противодействия обороту контрафактной продукции со стороны органов внутренних дел. Решение задач борьбы с нарушениями авторских и смежных прав возложено на отдельные структурные подразделения МВД России, МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ. Одной из основных форм оперативной работы является проведение целевых оперативно-профилактических операций, позволяющих одновременно сконцентрировать силы на выявлении и пресечении посягательств на ограниченный круг объектов интеллектуальной собственности.

В условиях преодоления последствий экономического кризиса, когда ввиду снижения покупательской способности граждан уменьшаются масштабы потребляемой продукции в нашей стране и странах, граничащих с Россией (государства СНГ, Китай), возможен рост производства и реализации дешевой контрафактной продукции, в том числе предметов первой необходимости. Поэтому компетентным органам нужно отслеживать динамику производства и распространения контрафактной продукции, принимать предупредительные меры для снижения ее оборота. В связи с этим прокурорам необходимо проверять: проводились ли органами внутренних дел проверки в целях выявления контрафактной продукции; выявлялись ли случаи реализации контрафактной продукции; какие меры принимались к устранению выявленных нарушений; являлись ли принятые меры достаточными и законными; сколько изъято из незаконного оборота контрафактной продукции за указанный период; каким образом происходит уничтожение контрафактной продукции; допускались ли факты нарушения законодательства об административных правонарушениях (ст. 27.8, 27.10, 27.14 КоАП) при изъятии продукции с признаками контрафактности; выявлялись ли факты возврата судами продукции, ранее изъятой правоохранительными и контролирующими органами, нарушителям (контрафактные экземпляры произведений или фонограмм по решению суда подлежат обязательной конфискации и уничтожению, кроме случаев их передачи автору);

3) в территориальных органах ФАС России выясняется:

- поступали ли к ним заявления, связанные с нарушением законодательства о конкуренции и ограничении монополистической деятельности в связи с использованием средств индивидуализации (товарные знаки, наименование места происхождения товара и др.);

- каковы результаты рассмотрения подобного рода заявлений, какие меры приняты, являются ли они полными и обоснованными;

- проводились ли территориальными органами ФАС проверки по вопросу защиты интеллектуальной собственности при использовании средств индивидуализации; какие нарушения выявлялись в ходе проверок;

- какие меры принимались к нарушителям, являлись ли они достаточными и обоснованными;



- возбуждались ли дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

- возбуждались ли дела об административных правонарушениях;

4) при осуществлении надзора за исполнением законодательства в процессе владения, пользования, распоряжения и управления объектами интеллектуальной собственности, созданными за счет бюджетных средств, необходимо проверить законность принятых решений об охраноспособности объектов интеллектуальной собственности, полученных за счет бюджетных средств; провести анализ размеров вреда, причиненного государству при нарушении его прав на объекты интеллектуальной собственности.

Если занижение патентоспособности указывает на неправомерное сокрытие от заказчика (государства) объектов интеллектуальной собственности, то ненадлежащая оценка стоимости, доходности результатов интеллектуальной деятельности указывает на сокрытие вреда, причиненного государству при нарушении законодательства. Важно определить размер ущерба, причиненного государству в результате ненадлежащего выполнения работ, прежде всего по государственному контракту на создание объектов промышленной собственности. При проведении оценки важно использовать возможность как профессиональных оценщиков, так и контролирующих органов РФ и субъектов РФ в рамках проводимого ими аудита.

Кроме того, в рамках проверки исполнения законодательства в процессе владения, пользования, распоряжения и управления объектами интеллектуальной собственности, созданными за счет бюджетных средств, необходимо проверять:

- законность передачи товарных знаков, принадлежащих России, частным предприятиям;

- какие меры принимались органами Росимущества по защите имущественных интересов государства (в том числе в судебном порядке) в случае выявления нарушений законодательства;

- являлись ли принятые меры достаточными и обоснованными.

5.2.14. Надзор за исполнением законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности*(32)

Правовую основу деятельности органов прокуратуры по защите прав субъектов предпринимательства при осуществлении государственного и муниципального контроля составляют федеральные законы от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства, от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановление Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", приказы Генпрокурора РФ от 31.03.2008 N 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности", от 27.03.2009 N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", от 11.08.2010 N 313 "О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".



К типичным нарушениям прав субъектов предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля относятся:

1) принятие органами государственной власти и местного самоуправления незаконных нормативных правовых актов, несоответствующих требованиям действующего законодательства в части организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе периодичности проведения плановых проверок, оснований проведения внеплановых проверок, оформления акта по результатам проверки;

2) проведение внеплановых выездных проверок органами контроля в отношении субъектов предпринимательской деятельности без согласования с органами прокуратуры;

3) нарушения основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установленных ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, в том числе таких, как: презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и обязанностях данных органов, их должностных лиц; проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц. Например, довольно распространенным в органах государственного пожарного надзора является указание в качестве задачи проверки "принятие мер по результатам проверки", "привлечение виновных к административной ответственности" и т.п., что свидетельствует о нарушении принципа презумпции добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) взимание органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю;

5) проведение проверок в отсутствие на то законных оснований, в том числе по обращениям граждан, не содержащим сведения о нарушениях их потребительских прав, в отсутствие информации об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан. В ряде случаев контролирующими органами инициируются проверки по обращениям и заявлениям, не позволяющим установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора);

6) нарушения требований к организации и проведению плановой проверки, установленных ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Должностными лицами органов контроля не соблюдаются даты и сроки проведения проверочных мероприятий, отраженные в плане (фактически проверки проводились за пределами сроков, установленных планом работы), допускаются факты проведения плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства с превышением установленных законом сроков. В распоряжениях о проведении плановых проверок не указывается перечень истребуемых документов, вид проверки;

7) нарушения порядка организации проверок, в том числе: нарушения при оформлении распоряжения (приказа) о проведении проверки; отсутствие перечня документов, представление которых юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; указание документов, не имеющих отношение к предмету проверки и существу поступившей в орган контроля (надзора) информации; отсутствие ссылок на положения нормативных правовых актов, устанавливающие правовые основания проведения проверки, а также подлежащие проверке обязательные требования;

8) нарушения сроков проведения проверок;

9) нарушения установленных ограничений при проведении проверок, в том числе незаконное проведение внеплановой выездной проверки в отсутствие руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, истребование от хозяйствующих субъектов документов, не являющихся объектами проверки или не относящихся к предмету проверки, превышение контролирующими органами установленных сроков проведения проверок;

10) нарушения порядка оформления результатов проверок, в том числе сроков составления актов проверок, ознакомления с ее результатами, ненаправления актов проверок предпринимателям, в отношении которых такие проверки проведены, а также сроков направления их копий в прокуратуру.

С целью выявления допущенных на практике нарушений прав субъектов предпринимательства прокурору целесообразно выяснить факты:

- проведения внеплановых выездных проверок органами контроля в отношении субъектов предпринимательства без согласования с органами прокуратуры, а также в отсутствие законных оснований;

- нарушения основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установленных ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ;

- взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю;

- нарушения требований к организации и проведению плановых и внеплановых проверок;

- нарушения порядка уведомления субъектов предпринимательской деятельности о начале плановых проверок;

- фальсификации обращений граждан, явившихся поводом к организации и проведению внеплановых выездных проверок;

- нарушения установленных ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ сроков проведения проверок, в том числе их необоснованного продления;

- превышения полномочий контролирующими органами при проведении проверок, в том числе выходящих за рамки предмета проверки;

- проведения плановой или внеплановой выездной проверки в отсутствие руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя;

- нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в части порядка оформления результатов проверок, ознакомления с ее результатами, ненаправления актов проверок предпринимателям, в отношении которых такие проверки проведены, а также сроков направления их копий в прокуратуру.

При поступлении документов на согласование выездной проверки прокурор выясняет:

- уровень предполагаемой (проведенной) внеплановой выездной проверки органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

- свои полномочия по согласованию внеплановой выездной проверки в соответствии с тем уровнем, на котором она проводится;

- территориальную принадлежность получения согласования органа прокуратуры на проведение внеплановой проверки юридического лица (его филиала или представительства), индивидуального предпринимателя - по месту их нахождения (месту осуществления деятельности);

- основания проведения внеплановой выездной проверки, их соответствие требованиям действующего законодательства;

- источники получения сведений, послуживших причиной для принятия решения о необходимости проведения внеплановой выездной проверки. Не было ли фактов получения подобных сведений из обращений и заявлений, не позволяющих установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращений и заявлений, не содержащих сведений о фактах, являющихся в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ основаниями для проведения внеплановых проверок;

- наличие полного пакета документов, приложенных к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов предпринимательства;

- правильность оформления решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

- соответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

- наличие оснований для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки;

- соблюдение законодательно установленных сроков проведения соответствующей внеплановой выездной проверки;

- полномочия должностных лиц, проводящих внеплановую выездную проверку (они должны быть указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля);

- соответствие распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля о проведении проверки требованиям действующего законодательства.

Рекомендуемая литература

1. Ашиткова, Т.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов: сб. научно-методич. рекомендаций для прокуроров / Т.В. Ашиткова [и др.]. - М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2008.

2. Бут, Н.Д. Свобода экономической деятельности и законность: монография / Н.Д. Бут, А.Н. Ларьков. - М.: Юрлитинформ, 2010.

3. Бут, Н.Д. Государственный контроль и защита предпринимательства: монография / Н.Д. Бут, А.Н. Ларьков, А.В. Паламарчук. - М., 2009.

4. Игонина, Н.А. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд: пособие для прокуроров / Н.А. Игонина, О.С. Опенышев. - М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2011.

5. Казарина, А.X. Прокурорский надзор. Экономика. Законность: монография / А.X. Казарина. - М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2007.

6. Прокурорский надзор за исполнением законов о защите прав потребителей электроэнергии: методич. рекомендации. - М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2009.

7. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере экономики: сб. методич. материалов. - М., 2010.

5.3. Надзор за исполнением законов в сфере экологии*(33)


2903088313065279.html
2903129398242319.html
    PR.RU™