Досрочное прекращение полномочий палат Парламента.

Срок полномочий белорусского Парламента — 4 года. Он может быть продлен на основании закона только в случае войны.

С целью исключения каких-либо недоразумений относительно исчисления срока полномочий Парламента, что имело место в пред­шествующий период истории, в действующей Конституции (ст. 93) зафиксировано, в течение какого срока после выборов должна начать свою работу первая сессия соответствующей палаты.

В статье 93 Конституции идет речь о сроках полномочий Парламента, однако в силу возможности разновременного начала работы палат сле­дует иметь в виду срок полномочий именно палат Парламента.

Конституция (ст. 94) предусматривает досрочное прекращение полномочий палат Парламента. Это допустимо:

2) при двукратном отказе Палаты представителей в даче согласия Президенту на назначение Премьер-министра;

3) при отказе в доверии Правительству; выражении вотума недо­верия Правительству (к вотуму недоверия приравнивается также повторное отклонение Палатой представителей программы деятель­ности Правительства, которая представляется Премьер-министром в двухмесячный срок после его назначения);

4) на основании заключения Конституционного Суда в случае си­стематического или грубого нарушения палатами Конституции.

Следует иметь в виду, что «отказ в доверии» отличается от «воту­ма недоверия» субъектами, инициирующими постановку данного вопроса в повестку заседания палаты. В первом случае вопрос о до­верии ставится самим Правительством, которое может увязать его рассмотрение с иным вопросом, например проектом закона о бюдже­те, во втором — предложение о выражении вотума недоверия Пра­вительству исходит от депутатов.

Можно коснуться права иных субъектов власти, в том числе об­ладающих правом законодательной инициативы, внести на рассмот­рение Палаты представителей вопрос о выражении вотума недоверия Правительству. Полагаем, что участие «третьих» лиц, кроме Главы государства, в силу специфики возникающих отношений и возможных последствий неприемлемо. Конечно, и Палата представителей, и Пра­вительство могут «прислушаться» к чьему-то мнению, например, граждан, но в формально юридическом аспекте выразить свою волю должны Палата представителей и Правительство.

Вместе с тем, в силу характера взаимоотношений между Главой государства и Правительством, а также возможной конфликтной ситуации Президент вправе, на наш взгляд, поручить Правительству поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии.

Решение о роспуске палат Парламента Президент принимает не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат. Следует иметь в виду, что может быть при­нято решение о роспуске как Палаты представителей, так и Совета Республики, который мог и не выражать отношение к позиции Пра­вительства. Систематическое или грубое нарушение Советом Респуб­лики Конституции даже при отсутствии таких нарушений со стороны Палаты представителей может повлечь также досрочное прекращение ее полномочий.



Следует учитывать, что согласно ч. 9 ст. 106 Конституции, если Палата представителей отказала в доверии Правительству, то принять решение об отставке Правительства или роспуске Палаты предста­вителей Президент вправе не в двухмесячный срок, как предусмотрено для других оснований для роспуска, а в десятидневный срок со дня отказа в доверии.

Конституцией установлены некоторые иные гарантии. Палаты не могут быть распущены:

в период чрезвычайного или военного положения;

последние шесть месяцев полномочий Президента;

период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности.

Таким образом. Конституция не исключает право Президента распустить палаты и в период, когда рассматривается вопрос о его отставке в соответствии со ст. 87 Конституции.

Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний.


3040426715813377.html
3040461227159392.html
    PR.RU™